Научно-методическая работа

 

СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 

  Одним из важных компонентов целостного образовательного процесса колледжа является методическая работа, представляющая собой совокупность мероприятий, организуемых руководящим и преподавательским составом, и направленная на совершенствование методики преподавания учебных дисциплин, разработку и внедрение новых методов и средств обучения с целью обеспечения эффективности организации и развития образовательного процесса, комплексного его сопровождения, высокопрофессионального кадрового обеспечения.

Указанная цель достигается путём решения ряда задач. В их числе:

·программно-методическое и научное обеспечение образовательного процесса;

·активизация деятельности отдельных звеньев методической системы колледжа;

·организация и стимулирование активного участия членов педагогического коллектива в инновационной деятельности;

·обеспечение повышения профессиональной компетенции и роста педагогического мастерства преподавателей;

·создание единого информационного пространства, обеспечивающего своевременное поступление и пропаганду продуктивных педагогических технологий, методических рекомендаций и разработок и опыта их использования;

·анализ, планирование и коррекция содержания и результатов образовательного процесса посредством проведения диагностических, консультативно-методических, экспертных и аттестационных мероприятий;

·организация конкурсов педагогического мастерства, научно-методических конференций, семинаров и др.

Перечисленные задачи составляют основное содержание методической работы, в которой условно можно выделить такие составляющие, как:

1.Учебно-методическая работа, цель которой — изучение и освоение педагогического опыта, повышение квалификации преподавательского состава, наставническая поддержка молодых специалистов, повышение эффективности используемых методов и средств обучения.

2.Научно-методическая работа, предполагающая изучение, анализ, освоение передового педагогического опыта и инновационных технологий, их внедрение в образовательную практику колледжа (в ходе экспериментальной деятельности), издание печатных работ для внутреннего и внешнего пользования, организацию научно-практических конференций и семинаров преподавательского состава и обучающихся.

Таким образом, методическую работу следует рассматривать как целостную систему взаимодействия методических, информационных, диагностических, кадровых, материально-технических подсистем.

Центром этой системы является методический кабинет, где собран учебно-методический материал, отражающий инновационный опыт педагогического коллектива, рабочие программы учебных дисциплин, печатные работы преподавателей, новинки педагогической и методической литературы и пр.

Координирующее звено методической работы в колледже — методический совет и методические (цикловые) комиссии.

Методический совет, как постоянно действующий коллегиальный консультативно-методический орган, целенаправленно и систематически реализует учебно-методическое сопровождение образовательного процесса, отслеживает эффективность преподавательской деятельности, её организации, содержания, методики. Совет действует на основе решения педагогического совета и директора колледжа. В число его основных задач входят:

·разработка (совместно с советом колледжа и педагогическим советом) стратегических направлений развития колледжа;

·диагностическое и аналитическое обеспечение образовательного процесса;

·подготовка рекомендаций по повышению качества образования;

·методическая помощь и поддержка педагогов колледжа;

· разработка, экспертиза и коррекция учебных планов колледжа, рабочих программ и дидактических материалов;

·изучение и внедрение инноваций в области обучения и воспитания;

·популяризация инновационного педагогического опыта;

·организация научно-методической и творческой деятельности педагогов и студентов.

Методические (цикловые) комиссии объединяют преподавателей родственных дисциплин. Основная функция — координирование подготовки обучающихся по тому или иному циклу дисциплин, а также работа по учебному, учебно-методическому, научно-методическому обеспечению учебных дисциплин цикла. Предметная (цикловая) комиссия:

·координирует учебно-программное и учебно-методическое обеспечение освоения учащимися учебных дисциплин по специальностям;

·оказывает помощь преподавателям в реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;

·способствует повышению профессионального уровня преподавателей;

·содействует внедрению инновационных педагогических и информационных технологий, направленных на улучшение качества подготовки будущих специалистов и повышение конкуренто­способности выпускников колледжа на рынке труда.

Особо следует сказать о творческих лабораториях как самостоятельных звеньях методической работы колледжа, которые создаются для изучения и внедрения новых образовательных технологий.

Творческая лаборатория — это объединение педагогов и учащихся, работающих в режиме инновации и решающих в ходе работы такие задачи, как: отслеживание результативности инновационной работы и выработка рекомендаций для педагогов колледжа; содействие профессиональному росту педагогов; обучение будущих специалистов умениям и навыкам исследовательской проектной работы; повышение мотивации обучающихся к самостоятельному научному поиску; способствование формированию навыков самореализации.

Основу деятельности творческой лаборатории составляет изучение инноваций и организация опытно-экспериментальной работы; разработка критериев результативности экспериментальной деятельности; анализ инноваций и разработка рекомендаций по итогам эксперимента; ознакомление педагогов и родителей, обучающихся с ходом и результатами своей работы.

Кроме того, творческая лаборатория имеет право вносить коррективы в программу эксперимента с учетом условий работы и полученных промежуточных результатов, а также ставить вопрос перед администрацией и методическим советом о научно-методическом, финансовом, материальном обеспечении и других условиях для эффективной работы лаборатории.

Схематически организационная структура методической работы колледжа.

Методическая работа колледжа реализуется по ряду основных направлений, среди которых:

1.Обобщение и распространение педагогического опыта на заседаниях педагогических и научно-методических советов, на открытых занятиях и мастер-классах, при участии в научно-практических конференциях.

2.Внедрение инновационных форм и методов обучения посредством овладения педагогами новыми технологиями.

3.Комплексное обеспечение учебного процесса путём разработки учебно-методического обеспечения, создания единой методической базы.

4.Повышение квалификации и творческого потенциала педагогических кадров на курсах повышения квалификации, в школах педагогического мастерства, в ходе стажировки на предприятиях, на научно-практических конференциях и семинарах, на конкурсах профессионального мастерства, а также в процессе самообразования. Проводится работа по выявлению уровня профессиональной компетенции и методической подготовки начинающих специалистов, при необходимости разрабатываются индивидуальные меры по их профессиональному становлению.

Пристальное внимание уделяется и мониторингу качества образования, основными направлениями которого является выявление:

·качества реализации образовательного процесса;

·уровня квалификации и профессионального мастерства педагогов;

·оснащенности образовательного процесса;

·качества результатов образования.

Таким образом, методическая работа колледжа — это система взаимосвязанных мер, основанных на достижениях науки и педагогического опыта, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном итоге — на рост уровня образованности, развитости и воспитанности студентов.