Учебно-производственная работа

 

 

Учебно производственная работа
основные принципы

Учебно-производственная работа в Рудненском
горно-технологическом колледже.

ТЕМА:

Повышение качества  обучения  и конкурентоспособности кадров  через формирование мотивации к профессиональной подготовке.

ЦЕЛИ:

• Совершенствование форм и методов ведения уроков, практических занятий  для подготовки учащихся

• Cоздание условий для   профессионального становления и  развития учащихся

• Активизация познавательной деятельности через использование методов развивающего обучения.

ЗАДАЧИ:

  • внедрять инновационные технологии на уроках производственного обучения с целью повышения профессионального мастерства;
  • формировать у учащихся потребности в пвышеноии уровня профессионального мастерства, овладение смежной специальностью
  • Активизировать поисковую и творческую деятельность учащихся при овладении профессиональными умениями и навыками

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Выпуск квалифицированных специалистов,востребованных на  рынке труда

Кадровый потенциал мастеров п/о

В колледже работает 27 мастеров производственного обучения, которыми руководит старший мастер. Из них 7 чел. имеют высшую категорию, 1 чел. первую, 6 чел.вторую, 14 чел . без категории.

Профориентационная работа

Профориентационная работа и формирование контингента учащихся в Рудненском горно-технологическом колледже ставит в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях абитуриентов, их профессиональный отбор на специальности колледжа и своевременное привлечение обучающихся к получению образования.

Проводимая в колледже профессиональная ориентация - предоставление информации и консультативной помощи обучающимся о реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Профориентационная работа проводится среди обучающихся средних общеобразовательных школ города и близлежащих сельских школ.

Несмотря на увеличение госзаказа на подготовку учащихся и включение в госзаказ новых специальностей, качественно проведенная профориентационная работа приводит к выполнению плана набора.

Комплектование групп приемная комиссия производит на конкурсной основе в соответствии с положением о приеме в учебные заведения.

Хорошо проведенная профориентационная работа –это залог успешной работы преподавателей и мастеров производственного обучения по подготовке высококвалифицированных специалистов.

Материально-техническая база учебно-производственных мастерских

 Развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы является одним из направлений эффективной и конкурентоспособной системы профессионального обучения в лицее.

В состав учебно-производственного комплекса входят специализированные мастерские: слесарная, токарная, электромонтажная, общестроительных работ лаборатория практических занятий профессии «слесарь по ремонту автомобилей»; лаборатория для подготовки поваров; учебный класс для машинистов электровоза. В основе формирования мастерских и лабораторий положен принцип специализации и потребности в подготовке специалистов для производственной сферы. Каждая мастерская и лаборатория имеет оснащение в соответствии с ее профилем и назначением, а также в объеме, достаточном для проведения учебных занятий: приборы, модели, макеты, специализированное оборудование, плоскостные пособия, стенды, в наличии металлические изделия, материалы для изготовления учебных изделий.

 Во всех учебных производственных мастерских , лаборатории имеется паспорт, инвентаризационные ведомости, уголки по технике безопасности и охране труда, инструкции по технике безопасности, журналы по ТБ.

Профессиональное обучение

 В течении учебного года по всем специальностям лицея предусмотрены различные виды профессиональных практик: учебная, технологическая, предвыпускная.

Профессиональная обучениев учебных мастерских проводится для получения первичных профессиональных умений и навыков. Для того,чтобы добится подлинного профессионального мастерства предусматривается разнообразие методов ведения уроков производственного обучения, оптимальное их сочетание. Многие мастера производственного обучения проводят занятия, семинары, «мастер -класс» с использованием мультимедийного оборудования,В период технологической  практики на 2 курсе учащиеся отрабатывают приобретенные на уроках производственного обучения навыки и приемы работы. Технологическая практика проводится по профилю специальности с целью получения конкретных навыков производственной деятельности.

На 3 курсе ( предвыпускная производственная практика) - это завершающие этапы учебного процесса, где происходит дальнейшее формирование, совершенствование и отработка качества, характеризующих профессиональное мастерство, приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллективов.

В качестве баз производственной практики используются рабочие места на АО ССГПО, АО «Рудныйсоколовстрой»,  ТОО «Казэлекромонтаж» с которыми заключены договора.

При обучении на производстве каждому учащемуся предоставляется рабочее место, закрепляется высококвалифицированный наставник, гарантируются безопасные условия труда.

По результатам практики в колледже проводятся производственные собрания учащихся, на которые приглашаются социальные партнеры, родители учащихся. Работа таких собраний проходит в деловом стиле, делается общий анализ мастерами, представителями цехов с оценкой работы практикантов. Благодарственные письма, почетные грамоты учащимся и педагогическому персоналу лицея от АО «ССГПО» и других предприятий города за добросовестное прохождение производственной практики, высокий профессионализм свидетельствует, что лицей ведет подготовку ответственных , грамотных специалистов, востребованных на производстве ,отвечающих требованиям времени.

Организация экскурсий

Одной из простых и доходчивых форм ознакомления учащихся с достижениями науки, техники, передовых методов труда новаторов производства на уроках производственного обучения в нашем колледже являются экскурсии.

Производственные экскурсии проводятся на предприятиях, которые имеют непосредственное отношение к будущей профессии учащихся. Производственные экскурсии организуют как в начале профессионального обучения для предварительного ознакомления с предприятием, профессией, внутреннем распорядком, правилами безопасности труда, так и в ходе учебного процесса для ознакомления с новейшими типами оборудования и современной технологией производства, с приемами работы и методами организации труда, применяемыми передовиками производства.

Наибольшее значение имеют экскурсии, организуемые в начальный период производственного обучения: они оставляют у учащихся яркие впечатления, на основе которых мастер и преподаватель проводят с ними воспитательную работу. Формируя у них интерес к профессии, к труду, расширяя их кругозор, помогая им представить общую схему производства и свое будущее место в нем, закладывая основы трудовой дисциплины.

Социальное партнерство

Колледжу необходимо подготовить специалиста нового типа, обладающего конкурентоспособностью уже с момента окончания колледжа. Рудненском горно-технологическом колледже в современных социально-экономических условиях поддерживает тесный контакт с работодателями.

Взаимодействие социальных партнеров в профессиональном лицее осуществляется на основе трехсторонних  договоров, соглашений и программ, в соответствии с выполнением Меморандума о взаимопонимании и стратегическом сотрудничестве между Акиматом Костанайской области, АО «Соколовско-Сарбайским горно-производственным объединением» и Рудненским Горно-Технологическим колледжем

Основные направления, намеченные Меморандумом:

- предоставление рабочих мест на производственную практику;

- профориентационная работа через средства массовой информации;

- организация экскурсий учащихся колледжа на предприятия;

- разработка совместных планов работы с отделом молодежной политики АО «ССГПО»;

- участие в конкурсах профессионального мастерства;

- содействие в организации краткосрочной стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения для ознакомления с новыми технологиями;

- материальное поощрение мастеров и преподавателей;

- помощь в оформлении кабинетов теоретической подготовки и производственных мастерских;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников предприятий;

- выплата стипендии учащимся   в размере   10 тыс. тенге в качестве материального стимулирования в овладевании профессий, остро необходимой АО «ССГПО»

- 100% трудоустройство выпускников;

 У колледжа на сегодняшний день несколько предприятий-партнеров: АО «ССГПО», АО «Рудныйсоколовстрой», ТОО «Казэлектромонтаж» и др.

Основным предметом сотрудничества является оказание содействия развитию  колледжа. Основным условием приема на работу в настоящее время становится профессионализм. Любой руководитель стремится работать с перспективами на будущее, иметь стабильную прибыль. А это достигается только при помощи специалистов – профессионалов.

Повышение качества профессиональной подготовки кадров помогает будущим рабочим приобрести навыки жизнедеятельности и умения адаптироваться в современном мире, стать квалифицированными, конкурентоспособными, востребованными на рынке труда рабочими

Техническое творчество учащихся

В колледже работа по развитию технического творчества осуществляется по плану, составляемому руководителями кружков. В колледже действует три кружка технического творчества.

Регулярные выставки технического творчества вызывают огромный интерес, развивают мотивы к рационализаторству, стимулируют желание к более качественному овладению своей профессией.

Ежегодно выставки дополняются лучшими работами учащихся, занимающихся в кружках технического творчества или изготовленными самостоятельно. Постоянно обновляющийся стенд по изготовлению продукции на уроках производственного обучения позволяет учащимся увидеть результаты своего труда.

Многие работы стали элементами оборудования и оснащения кабинетов учебно-наглядными пособиями (действующий макет вибрационного грохота, модель погрузочной машины ПНБ, макеты насосов различной конструкции, стенд по разделке эл.кабелей и другие работы).

                    Конкурсы профмастерства

Конкурсы профмастерства в лицее проводятся с целью совершенствования теоретических и практических знаний, умений и навыков по профессии, выявление творческого потенциала учащихся, формирование устойчивой мотивации к профессиональному совершенствованию, поднятию престижа рабочих специальностей, привлечение учащихся к освоению рабочих специальностей через наиболее эффективное использование своего профессионального потенциала.

Конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» между учащимися 1 и 2 курсов, проходит по следующим специальностям: слесарь, токарь, повар, штукатур, электромонтер.

Конкурс состоит из двух этапов: теоретического, где учащиеся показывают знания по предметам спецтехнологии, материаловедения, охраны труда и т.д. и практического, выполняя задания по профилю обучения.

Судейство на конкурсе проводится компетентным жюри в состав которого входят представители с АО «ССГПО» и др. По окончанию конкурса жюри  подводит  итоги и распределяют  призовые места.

Членами жюри,нашими социальными партнерами отмечается достаточно высокий уровень подготовки конкурсантов, победители заносятся в базу данных АО ССГПО по будущему трудоустройству.

Колледж ежегодно принимает участие в областных конкурсах профмастерства  по специальностям: повар, штукатур, электромонтер, на которых наши учащиеся и мастера п/о занимают призовые места.

Совет мастеров колледжа

C  целью организации и внедрения передового педагогического опыта, современных производственных технологий, повышения профессиональных компетенций мастеров производственного обучения в колледже создан и активно работает Совет мастеров, являющийся общественным органом управления мастеров производственного обучения.

Основными целями в работе Совета мастеров является:

  • Распространение положительного опыта по организации учебного процесса
  • Повышение уровня квалификации мастеров производственного обучения
  • Совершенствование системы производственного обучения
  • Оказание помощи молодым специалистам в подготовке рабочих кадров

Совет избирается из состава мастеров производственного обучения высшей категории. Для более полного и всестороннегообсуждения проблем на заседании Совета приглашаются администрация , представители общественных и правоохранительных органов, руководящие работники с предприятий .

Совет решает многие задачи:

  • Изучает состояниеучебно-воспитательной иметодической работы мастеров производственного обучения и проверяет выполнение решений и рекомендаций, принятых Советом;
  • Работает над внедрением инновационных образовательных технологий в производственное обучение;
  •  Организовывает семинары, педагогические чтения, круглые столы с целью повышения уровняквалификации мастеров производственного обучения;
  •  Занимается укреплением связей с предприятиями, организацией производственной подготовкиучащихся;

Работой Совета руководит старший мастер.

Независимая оценка уровня подготовки специалистов

Сегодня вопросы системы оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации очень актуальны. Ведь именно её  совершенствование может стать одним из действенных рычагов заинтересованности работодателей в подготовке квалифицированных кадров и, в конечном счете, в улучшении качества обучения, поскольку предприятия в условиях конкуренции товаров и услуг будут выбирать лучших выпускников. Это в дальнейшем создаст крепкую неразрывную модель учебное заведение – предприятие – работодатель. Наши учащиеся , выпускники этого года успешно сдали контрольное тестирование , 100% пройдя пороговый уровень.А это  значит , что каждый из них получит сертификат независимой оценки качества подготовки специалистов .Мониторинг НОК еще раз показывает , что работа по  подготовке высококвалифицированных специалистов  в нашем лицее идет в правильном направлении и мы можем решать задачи , определенные стратегией развития Республики Казахстан.